Ларионова (Мында) Н. Б.

Кандидат культурологии, доцент кафедры классической филологии МГЛУ

Раздел III

Греция в Гомеровский период XI-IX до н. э.

Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшими источниками об этом времени. Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняются и расширяются обширным археологическим материалом. После дорийского переселения, о котором говорилось во II разделе, многие города Пелопоннеса, в том числе и Микены, были разрушены и сожжены дорийцами. На основании литературных и археологических источников можно говорить о том, что на рубеже XIII-XII вв. наблюдался значительный упадок во многих областях материальной культуры греческих племен.

Проиллюстрировать культурный упадок того периода можно описанием в поэме «Одиссея» жилища царя Итаки Одиссея, главного героя второй поэмы Гомера. У входа во «дворец» царя Итаки красовалась большая навозная куча, на которой Одиссей, вернувшись домой в обличье старого нищего, находит своего верного пса. Полом в доме служила плотно утоптанная земля. Стены и потолки были покрыты сажей, так как дома отапливались без использования дымоходов. Гомер ничего не говорит о дворцах-цитаделях микенского времени: в своих поэмах он не упоминает ни грандиозных циклопических стен микенских цитаделей, ни ванных и туалетных комнат. Гомеровские цари были готовы выполнять самую тяжелую физическую работу: Одиссей, к примеру, гордился своим умением косить и пахать не менее, чем своим воинским искусством, а Навсикаю, дочерь царя Алкиноя, читатель впервые встречает в тот момент, когда она со своими рабынями выходит стирать одежду.

Греки гомеровской эпохи почти совсем не занимались торговлей, предпочитая грабительские экспедиции в чужие края. Весь мир, лежавший за пределами Греции, казался им населенным чудовищами вроде сирен и великанов-циклопов, о которых повествует Одиссей своим слушателям. Примером такого похода, целью которого был не только захват крупной добычи, но и завоевание богатого государства, расположенного в выгодном для земледелия и для морской торговли районе, может служить начавшийся около 1240 г. до н. э. поход ахейцев против Трои. Союз ахейских царей (в «Илиаде» говорится о 1200 кораблях, приведенных под Трою, что является явным преувеличением) рассчитывал на быстрое завоевание Трои, так как припасов союзники взяли немного.

Корабли троянцев, идущие на Трою. Фильм «Троя», 2004 г.

Однако троянский царь Приам, заручившись поддержкой соседей, смог противостоять ахейцам, и осада Трои затянулась на долгие десять лет. Поход на Трою имел крайне тяжелые последствия для ахейцев: он привел не только к истощению их сил, но также к раздорам в стане ахейских владык. Греческие мифы рассказывают, что Агамемнон по возвращении в Микены был убит своим двоюродным братом Эгисфом и женой Клитемнестрой.

Причина Троянской войны, озвученная в мифах, была следующая: некогда боги праздновали свадьбу Пелея и Фетиды, будущих родителей Ахилла. Однако, на этот пир забыли пригласить богиню раздора Ириду, которая, обидевшись, подбросила гостям яблоко с надписью «Прекраснейшей». За право обладания этим яблоком поспорили три богини ‒ Гера, Афина и Афродита. Разрешить спор должен был сын троянского царя Парис ‒ самым прекрасный мужчина в Азии. Каждая из богинь предлагала Парису свой дар: Гера ‒ власть над Азией, Афина ‒ воинскую славу и победы, а Афродита пообещала любовь прекраснейшей из женщин, супруги спартанская царя Менелая, Елены. Парис выбрал дар Афродиты. Менелай, узнав о том, что его жену похитили, собрал войско и отправился за женой в Трою. Так мифы излагают причину войны, начавшейся в XIII в. Реальной же целью похода был простой грабеж и обогащение за чужой счет. Троянская война стала лишь одним, хоть и наиболее значимым, из проявлений военной и колонизационной экспансии греков в Малой Азии и Восточном Средиземноморье.

Орландо Блум в роли Париса. Фильм «Троя», 2004 г.

 

«Илиада» начинается с описания гнева сильнейшего из греческих героев ‒ Ахилла, оскорбленного на десятом году осады Трои главным предводителем ахейского войска Агамемноном. Все действия поэмы совершаются в ограниченный промежуток времени, а при помощи небольших вставных рассказов сообщается о том, что произошло до и после описываемых событий. В разгар борьбы с троянцами между Ахиллом и Агамемноном случается спор из-за взятой в плен троянской красавицы Брисеиды. В результате Ахилл и его друг Патрокл отказались вступать в бой против троянцев.

Фреска из Помпей «Брисеиду уводят от Ахилла»

Греки стали терпеть поражение от троянцев, которых возглавил брат Париса Гектор. Обеспокоенный троянским наступлением, Ахилл дает согласие на то, чтобы Патрокл ‒ друг и соратник Ахилла ‒ надел его доспехи и отразил атаку троянцев. Патрокл во главе войска Ахилла теснит троянцев, но, увлеченный своей победой, погибает от руки Гектора. Вокруг тела Патрокла завязывается ожесточенный бой. Ахилл испытывает огромное потрясение по причине гибели своего друга. Не имея доспехов, он выходит без оружия против троянцев и одним своим криком прогоняет троянцев от тела друга.

Эрик Бана в роли Гектора. Фильм «Троя», 2004 г.

Смерть друга меняет настроение Ахилла и возвращает его к военным действиям, хотя он знает, что ему суждена близкая смерть. Наибольший трагизм достигается в сцене прощания Гектора со своей женой Андромахой и последовавшей за ней битве Гектора и Ахилла.

«Прощание Гектора с Андромахой», Сергей Постников, 1863

Троянцы скрываются за своими стенами, сражаться с разъяренным Ахиллом выходит один Гектор. Но, увидев грозного соперника, Гектор бросается в бегство. Трижды обежал он стены Трои. Наконец, по коварному замыслу Афины, явившейся в образе брата Гектора будто бы ему на помощь, Гектор принимает бой, но богиня помогает Ахиллу, и Гектор гибнет. Ахилл привязывает тело Гектора к колеснице и гонит коней, волоча голову противника по земле.

Брэд Питт в роли Ахилла. Фильм «Троя», 2004 г.

 Ахилл хоронит убитого Патрокла, устраивая военные игрища над его могилой и продолжает ежедневно привязывать тело Гектора к колеснице и объезжать вокруг могилы Патрокла. Однако вскоре ночью к нему в шатер с выкупом приходит Приам (отец Гектора и Париса, царь Трои) и на коленях просит тело Гектора. Ахилл, держа Приама за руку, вместе с ним плачет о тяготах человеческого бытия. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело Гектора. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада».

«Ахиллово сухожилие» (или пяточное сухожилие) является одним из самых мощных сухожилий в организме человека. Его название связывают с мифом о древнегреческом герое Ахилле. Ахиллу было предсказано, что он совершит много подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернется. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, хотела уберечь сына от ранней смерти. Она погружала Ахилла, когда он был еще ребенком, в воды реки подземного царства. Единственным уязвимым местом была пятка, за которую богиня держала его. Ахилл стал участником Троянской войны. Он проставил себя великими подвигами, но незадолго до падения Трои погиб от стрелы, выпущенной Парисом и поразившей его в пятку.

Поздняя античная традиция донесла до нас изложение событий, связанных с окончанием Троянской войны. Хитроумный Одиссей соорудил огромного деревянного коня и оставил это сооружение на берегу, тогда как основная часть греков отплыла к близлежащим островам. Внутри коня находился отряд, возглавляемый самим Одиссеем. Оставшись на берегу, греческий лазутчик объявил троянцем, что конь должен принести им счастье. Жители Трои, несмотря на грозные предостережения пророчицы Кассандры и жреца Лаокоона, разобрали стену города и втащили в него подарок ахейцев. Ночью греки выбрались из коня и, подав сигнал незаметно вернувшимся кораблям, открыли ворота Трои. Город был сожжен, а жители убиты и взяты в плен.

Знаменитая скульптура «Лаокоон и его сыновья» работы родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора находится в Ватикане, в музее Пия-Климента.

 

 Вторая поэма Гомера посвящена возвращению Гомера на родину. Сюжетная линия «Одиссеи» в известной мере является продолжением «Илиады»: действие поэмы относится уже к десятому году после падения Трои. Одиссей прогневал бога моря Посейдона тем, что ослепил его сына, циклопа Полифема.

После традиционного риторического обращения к Музе, поэма открывается краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода благополучно вернулись домой, лишь один Одиссей насильно удерживался нимфой Калипсо на острове Огигии. В это время на родине Одиссея (на острове Итака) женихи, сватающиеся к Пенелопе, его жене, ежедневно пировали в доме Одиссея и расточали его богатство. По приказанию богов Калипсо отпустила Одиссея, и он отправился по морю на плоту. Спасшись благодаря чудесному вмешательству богов от бури, поднятой Посейдоном, Одиссей прибыл на берег острова Схерии, где жил счастливый народ мореплавателей ‒ феаки. Над ними правил мудрый царь Алкиной. На берегу Одиссей познакомился с дочерью Алкиноя Навсикаей, пришедшей к морю стирать белье и играть в мяч со служанками. Навсикая отвела Одиссея к своему отцу, который устроил в его честь игры и пир, на котором слепой певец Демодок рассказал присутствовавшим о подвигах Одиссея и тем самым вызвал слезы на глазах гостя. Наконец, Одиссей открыл феакам свое имя и поведал им историю своих многолетних скитаний.

Начало истории Одиссея связано со страной лотофагов, «пожирателей лотоса», куда он случайно попал со своими спутниками; вкусив этот цветок, человек забывает о родине и навсегда остается собирателем лотоса.

Затем Одиссей очутился в земле циклопов, одноглазых чудовищ, где великан-людоед Полифем в своей пещере пожрал некоторых из спутников Одиссея. Мифологический герой спасается тем, что опаивает и ослепляет Полифема, а затем выходит из пещеры вместе с товарищами, уцепившись за брюхо овец. Далее Одиссей со своими спутниками оказались на плавучем острове, где бог ветров Эол дружелюбно подарил Одиссею мех со связанными в нем неблагоприятными ветрами. Но спутники Одиссея по неразумию развязали мех, после чего ветер долго носил их корабль по морю. Затем они опять оказались в стране великанов-людоедов, лестригонов, которые уничтожили все корабли Одиссея за исключением одного, который впоследствии пристал к острову волшебницы Кирки (Цирцеи). Она превратила спутников Одиссея в свиней, но Одиссей победил ее чары и в течение года прожил в ее доме.

Оставив остров Кирки, Одиссей плывет со своим кораблем мимо смертоносных сирен, которые своим чарующим пением завлекали мореплавателей, а затем губили их. Довелось Одиссею и его товарищам проплывать между страшными чудовищами Сциллой и Харибдой: из скалистой пещеры по одну сторону пролива выползало ужасное чудовище Сцилла. Это была огромная змея с шестью собачьими головами, каждая из которых имела три ряда острейших зубов. По другую сторону узкого пролива мореходов подстерегала Харибда. Трижды в день она разверзала огромную пасть, поглощая водную пучину, а затем извергала ее обратно (географически местопребывание Сциллы и Харибды определялось древними в районе Мессинского пролива между Сицилией и Италией, который, правда, не был столь уж опасным для мореплавателей. Видимо, в действительности Сцилла ‒ остроконечная скала, а Харибда ‒ большой водоворот). На острове Тринакии спутники Одиссея съели коров из стада бога Гелиоса, из-за чего их корабль был уничтожен. Спасся лишь один Одиссей, который был выброшен волнами на остров Огигию, где провел семь лет удерживаемый нимфой Калипсо.

Так закончил свой рассказ на пиру царя Алкиноя Одиссей. Феаки, богато одарив Одиссея, отвезли его на Итаку, где его ждала верная жена Пенелопа, к которой, в связи с отсутствием мужа, сватались женихи. Ответом Пенелопы были слова о том, что она выйдет замуж лишь тогда, когда сошьет прекрасный ковер, который днем ткала, а по ночам распускала. Одиссей, приближаясь к дому и превращенный Афиной в нищего старика, сперва отправился к верному свинопасу Эвмею, где встретился со своим сыном Телемахом и открылся ему. Пенелопа тем временем пообещала руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через двенадцать колец. С этим заданием справился лишь переодетый в нищего старика Одиссей, который с помощью Телемаха и богини Афины в конце концов убивает женихов.

С «Илиадой» и «Одиссеей» связан так называемый «гомеровский вопрос» ‒ проблема авторства, места и времени написания гомеровских поэм. По историческим данным, Троянская война относится к 1240-1230 гг. до н.э. Время и место создания поэм определить достаточно сложно; большинство исследователей считают, что они были закончены в VIII-VII вв. до н. э в Малой Азии. Вопрос об авторстве до сих пор также окончательно не решен. Традиционный образ Гомера ‒ слепого и мудрого певца, создающего замечательные сказания под руководством вдохновляющей его Музы и ведущего жизнь странствующего рапсода ‒ встречается у многих других народов. В связи с этим, может быть, надо толковать и само имя «Гомер» как ὁ μὴ ὁρῶς ‒ «невидящий», «слепой».