Иоанн Романидис

(2 марта 1927 – 1 ноября 2001)

Протопресвитер Иоанн Романидис, греческий богослов, по мнению биографов, один из величайших богословов XX века, вернувший греческое православное богословие к его святоотеческим истокам.

Отец Иоанн Романидис

Семья

46-улица в Манхеттене в 1909 г.

Родители о. Иоанна, родом из Каппадокии, Савва и Евлампия познакомились и поженились в Афинах, куда они прибыли в качестве беженцев после Малоазийской катастрофы. Иоанн Романидис родился в Афинах 2 марта 1927 г. Через 72 дня после его рождения, 15 мая 1927 г. семья эмигрировала в Америку и поселилась в Нью Йорке, в Манхеттене.

Младшая сестра Иоанна Романидиса Парфения вышла замуж за инославного, который принял крещение в Православной Церкви. Семья поселилась в Новой Зеландии, где Евлампия Романидис создала православную общину и способствовала строительству православного храма. После смерти супруга Саввы, Евлампия Романидис поселилась в Салониках рядом с о. Иоанном, приняв в 1973 г. монашеский постриг в монастыре святого Иоанна Богослова в селении Суроти.

Образование – первое путешествие в Грецию

Иоанн Романидис жил и вырос на 46 улице в Махеттене, где ходил в общеобразовательную школу. Во время его учебы в гимназии, на его веру сильно повлиял его преподаватель-католик, который позднее принял Православие.

Романидис четыре года посещал занятия и окончил греческую богословскую школу Св. Креста в Бруклине, штата Массачусетс. Затем он поступил на Богословский факультет Йельского университета в штате Коннектикут.

В 1951 г. во время обучения в Йельском университете Романдис был рукоположен в пресвитера и до 1954 г. служил в качестве приходского священника при храме Св. Троицы в г. Ватербури, штата Коннектикут.

Обучаясь в римо-католических и протестантских образовательных центрах, Романидис хорошо познакомился с учением Фомы Аквинского и основных протестантских богословов. После окончания богословского образования он совершил свою первую поездку в Грецию, где в 1957 г. окончил докторантуру Богословского факультета Национального Афинского университета им. И. Каподистрия, защитив докторскую диссертацию под названием «Первородный грех».

Тетрадь о. Иоанна Романидиса, содержащая переписку с П. Трембеласом, изданная о. Георгием Металлиносом

Докторская диссертация о. Иоанна вызвала резкую критику со стороны ряда профессоров, в особенности со стороны авторитетнейшего преподавателя факультета Панайотиса Трембеласа, с которым у о. Иоанна возникла полемическая переписка. Эта переписка по завещанию о. Иоанна была опубликована после его смерти отцом Георгием Металлиносом и является ценным документом, свидетельствующем о состоянии  греческого богословия до прихода Романидиса с его призывом к возвращению к святым отцам.

Возвращение в Америку

После получения докторской степени Романидис вернулся в США, где столкнулся с отрицательным к себе отношением со стороны православной иерархии, во главе с Американским архиепископом Михаилом, который отказался назначить его на приходское служение. До 1958 г. Романидис посещал занятия в русской Свято-Владимирской семинарии в Нью Йорке и, несколько позднее, в русском Свято-Сергиевском Институте в Париже в то время как был учеником о. Георгия Флоровского. В этом году на американскую кафедру был избран архиепископ Иаков, который решил назначить Романидиса преподавателем греческой Богословской школы Св. Креста в Бруклине. Одновременно Романидис был назначен приходским священником в Хамшир и, в период с 1959 по 1965 г. – в храм святого Афанасия в Арлингтон, штата Коннектикут. В то время Романидис начал готовиться к второй докторской степени, которую он получил при Гарвардском университете.  С 1958 г. по 1965 г. Романидис преподавал в Богословской школе Святого Креста, но в знак протеста против удаления о. Георгия Флоровского, уходит вместе с ним.

Преподавательская карьера в университете

Богословский факультет Фессалоникийского университета им. Аристотеля (наши дни)

12 июня 1968 г. о. Иоанн Романидис был избран преподавателем на кафедру Догматики на Богословский факультет Фессалоникийского университета, однако зачисление в штат было отложено почти на два года, из-за обвинения в приверженности Романидиса марксистской идеологии. Еще до этого, дабы развеять все сомнения о себе и показать свое противление материализму 9 апреля 1964 г. в Бостоне, Романидис прочитал лекцию в честь бывшего губернатора Массачусетса Солтонстолла. Зачисление Романидиса в штат преподавателей Богословского факультета Фессалоникийского университета произошло лишь в 1970 г.

С 1970 г. Романидис являлся приглашенным преподавателем Богословского факультета Святого Иоанна Дамаскина Баламандского университета в Ливане.

Диссертация о. Иоанна, опубликованное в издательстве «Πουρναράς» в Салониках

Своим преподаванием в университете он:

— вернул в богословскую науку предпочтение опытного святоотеческого богословия перед рассудочным, метафизическим способом богословствования;

— связал научное богословие с богослужением и святоотеческой традицией, показав взаимосвязь богословия с духовной жизнью и с пастырско-терапевтическим характером догматического богословия;

— открыл и воспринял в богословском методе тесную взаимосвязь догмата и истории, и по этой причине смог, как никто другой, уразуметь искажение и падение богословия Западной Европы, которое вошло в греческое богословие с латинским завоеванием.

Последние годы

В 1984 г. о. Иоанн Романидис по личным причинам оставил преподавание в Фессалоникийском университете, однако ему не был предоставлен титул почетного преподавателя. С той поры он поселился в Афинах и жил на верхнем этаже дома, в котором жила его дочь Евлампия. После получения им отпускной грамоты из Американской митрополии и после поданного прошения тогдашнему митрополиту Иерофею Влахосу, он был зачислен в состав иерархии митрополии Навпакту и святого Власия. Последние десять лет своей жизни он страдал от сердечной недостаточности.

Богословские взгляды

О. Иоанн Романидис был глубоким знатоком святоотеческой традиции и в особенности богословия святого Григория Паламы, который стал краеугольным камнем православной традиции и осудил ее искажение как на Востоке, так и на Западе. Он считал, что современная богословская мысль следует западным образцам и призывал к возвращению к святым отцам, которые, согласно о. Иоанну, олицетворяют православную церковную подлинность, в чем он следовал позиции о. Георгия Флоровского.

Издание книги о. Иоанна Романидиса «Ρωμηοσύνη (Ромейскость)» в издательстве «Πουρναράς».

О. Иоанн Романидис участвовал в богословских диалогах с инославными исповеданиями, такими как англикане и в 1978 г. Всемирная Лютеранская Федерация, а также с иноверными, такими как иудаизм и мусульманство. Дело и вклад отца Иоанн были рассмотрены в докторской диссертации «Prophet of Roman OrthodoxyThe Theology of John Romanides» Андрея Сопко (Andrew Sopko), которая увидела свет в 1998 г. в Канаде.

Прекрасное знание западной и греческой истории помогло отцу Иоанну выявить и проанализировать диаметральное различие между франкской и ромейской культурой. Он признан лучшим православным исследователем святого Августина. Его сочинения представляют собой критические исследования трудов блж. Августина в свете святоотеческого богословия. Своими исследованиями Романидис способствовал вычвлению того, что учение Варлаама Калаврийского об опыте боговидения святых пророков как «…феноменов естественных» восходит к сочинению блж. Августина «О Святой Троице».

Смотрите также:

ПРЖЕГОРЛИНСКИЙ А.А. Исихия как «призвание каждого христианина» в писаниях св. Феолипта и в традиции поздневизантийского исихазма

Сочинения

Το προπατορικόν αμάρτημα, η διδακτορική του διατριβή στη Θεολογική Σχολή του Πανεπιστημίου Αθηνών. Αθήνα, 1989.

 

Первородный грех. Докторская диссертация, защищенная на Богословском факультете Афинского университета. Афины, 1989.
Πατερική Θεολογία, απομαγνητοφωνημένες παραδόσεις μαθημάτων του Ρωμανίδη την ακαδημαϊκή περίοδο 1983-84. Θεσσαλονίκη 2004. Святоотеческое богословие. Курс лекций, расшифрованных с магнитофонной записи лекций Романидиса, прочитанных им в учебный период 1983-1984 г. Салоники, 2004.
Ρωμηοσύνη. Θεσσαλονίκη 1975. Ромейскость. Салоники, 1975.
Franks, Romans, Feudalism and Doctrine. Brookline, 1981. Франки, ромеи, феодализм и догмат. Бруклин, 1981.
Δογματική και Συμβολική Θεολογία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη, 1973. Догматическое и символическое богословие Православной Кафолическое Церкви. Салоники, 1973.
Η θρησκεία είναι νευροβιολογική ασθένεια, η δε Ορθοδοξία η θεραπεία της. Άγιον Όρος 1966. Религия – это неврологическая болезнь, а Православие – это ее исцеление. Святая Гора Афон, 1966.
Ρωμαίοι ή Ρωμιοί Πατέρες της Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη 1984. Ромеи или ромейские отцы Церкви. Салоники, 1984.

 

Панайотис Трембелас (1886-1977)