История храма Протата на Афоне и его уникальные реликвии

В центре столицы Афона – Карьес находится знаменитый храм Протата, древнейший храм на Святой Горе, который представляет собой символ общеафонского единства и власти: «Досточтимая и священная царская обитель Протата» считается «отцом и матерью» всех находящихся вокруг монастырей Афона.

Наименования столицы Афона

В древности столица Афона – Карьес имела множество различных наименований. Она называлась:

  • лаврой Карьес (λάυρα τῶν Καρέων) (1037 г., 1362 г.);
  • великой и досточтимой Лаврой Карьес, обладающей властью над всеми другими [монастырями] (μεγίστη καί σεβασμία τῶν Καρυών λαύρα ἡ ἔχουσα τήν καί τῶν ἄλλων πασῶν τήν δεσποτείαν) (1317);
  • скитом Карьес (σκήτη τῶν Καρυῶν) (1394 г.);
  • «царским монастырем Пресвятой Богородицы в Карьес (βασιλική μονή Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῶν Καρυῶν) (1683);
  • келлиотской обителью Протата на Афоне (κελλική μονή τοῦ Πρωτάτου ἐν Ἄθω) (1729).

Однако ныне официальное название уникального монашеского городка со 163 жителями (по переписи 2011 г.) звучит как «священный скит Карьес».

Храм Протата (вид с западной стороны)

Главный соборный храм Карьес именуется протатским храмом или храмом Протата, поскольку именно здесь проживал монах-протос (протоэпистат), который представлял собой административную власть над всей Святой Горой.

Храм посвящен в честь Успения Богородицы и известен святынями, которые в нем находятся, в особенности иконой Богородицы «Достойно есть» и Христа — «Отвечающего» (Αντιφωνητού).

Икона Богородицы «Достойно есть»

Основание храма и фазы его возведения

Протатский храм, в его нынешнем виде, был построен в 962 году за год до основания первого храма Великой Лавры.

В целом отмечено шесть фаз строительства храма:

  • с 900 по 965 – трехчастная базилика, деревянная арматура, с деревянными внутренними распорками;
  • с 965 по 1300 гг.;
  • с XIVпо XV века – роспись храма Мануилом Панселином;
  • с XVI по XVIII века – пристройка крытой колоннады и высокого позолоченного иконостаса;
  • 1802-1955 гг. – возвышение центральной части храма;
  • 1955 г. – по настоящее время – восстановительные работы, осуществляемые Национальной Археологической Службой Греции, замена деревянного иконостаса на древний – мраморный.

Храм был основан в конце IX века и использовался в качестве кириакона – главного храма только что созданного монашеского братства. Братство становилось все более многочисленным и храм «будучи весьма небольшим, стал тесен для старцев на их молитвенных собраниях». В 959 г. на Афон после «блестящей победы против полчищ скифов» прибывает Лев магистр, брат Никифора Фоки. Через святого Афанасия Афонского ко Льву монахи «обращают просьбу о возведении божественного храма Карьес», с чем с радостью соглашается магистр. От этого древнего здания не сохранилось практически ничего, однако некоторые следы позволяют предположить, что это было достаточно большое сооружение. Этот храм «украсил многими дарами и наполнил священными сосудами» святой Иоанн Ивер († 998), а впоследствии – его сын святой Евфимий.

В годы турецкого владычества осуществляется пристройка других зданий: возводится трапеза, где протос принимал после торжественной литургии участвовавших в ней. Строительство в 1508 г. финансировал молдавский воевода Иоанн Богдан III Слепой (1504-1517). Он же, по всей видимости, предоставил средства на пристройку нартекса в западной части протатского храма, который, согласно надписи на стене, датируется 1512 годом.

В 1667 г. был установлен новый деревянный иконостас, работы монаха Григория.

В северо-восточной стороне от алтаря на основании старого здания возводится колокольня — смелое по архитектуре здание, которое опирается на две тонких стены, которые позднее были дополнены подпорками. На площадке перед колокольней Священный Кинот принимает официальных гостей.

На колокольне, достаточно высоко, чтобы практически невозможно было прочитать, находится ктиторская надпись с датой постройки здания – 1 июля 1781 г.

В архиве Протата сохраняется первый Типикон Святой Горы Афон, так называемый «Трагос (Τράγος)» (972), который официально ввел киновиальную систему и имеет собственноручную подпись императора Иоанна Цимисхия.

Фрески Протатского храма

В храме сохраняются уникальные росписи, которые приписываются главному представителю македонской школы иконописцев – Мануилу Панселину (XIV в.), а в годы турецкого владычества были сделаны некоторые дополнительные работы.

Панселинос весьма искусно распределил иконописные сюжеты, разделив наиболее высокие стены среднего помещения на четыре пояса.

На самом узком и высоком поясе были помещены изображения 53-х прародителей Христа от Адама до Иосифа и считается, что они символично замещают собой отсутствующий образ Христа-Пантократора, который должен бы находиться в несуществующем куполе. Любопытно, что в ряде праотцов находится Ева, в противоположном конце от и в связке с новой Евой, то есть с Богородицей.

В следующих двух рядах – сцены из Евангелия, а в нижнем ряду – в полный рост фигуры подвижников, святых воинов, мучеников и т.д. В арках размещены евангелисты.

Спас «Недремлющее Око» — произведение Мануила Панселина, изображающее Христа возлежащим отроком

Роспись Протата дополняется также тремя большими циклами: двунадесятыми праздниками, сценами страданий Христа и из жизни Богородицы.

Мануил Панселинос, этот великий художник из Салоник, которого многие историки искусства сравнивают со знаменитыми живописцами эпохи Возрождения на Западе – Джотто и Рафаилом, не подписал ни одного своего произведения и даже о его жизни и деятельности не сохранилось никаких прямых сведений.

Иосиф Аримафейский

Главными характерными чертами росписей храма являются сцены с изображением множества персонажей, лица которых имеют яркое драматическое выражение, реалистический настрой, печаль, но и радость, живое движение, как например на сцене Крещения Христова, где пляшут, взявшись за руки три ребенка.

Мануил Панселинос. Крещение Христово и явление ученикам

Восстановление храма началось в 1955 году под началом профессора А. Орланду и Е. Стика Службой реставрации Министерства Образования Греции: была заменена крыша. Трапеза и прочие вспомогательные помещения были снесены. Также снесены были кельи вокруг Протата, которые теснили храм со всех сторон.

Очищение и сохранение росписей было осуществлено той же организацией, однако это было сделано уже далеко не так же качественно, как предыдущие работы. На некоторых изображениях были безвозвратно утеряны их тонкие оттенки – это произошло отчасти от того, что с крыши обильно стекал бетон. Главным образом на этой организации также лежит ответственность за то, что была разобрана крыша Протатского храма и здание находилось два года под действием осадков. Однако еще до этого изображения пострадали от Г. Милле, который занимался тем, что «расчищал» их, дабы сфотографировать, что стоило утратой тонких оттенков.

Литература

Δωροθέου μοναχού. Το Άγιο Όρος. Μύηση στην ιστορία του και τη ζωή του. Κατερίνη. Σ. 213-218.

Святыни Протатского храма

Святые мощи священномученика Косьмы Протоса

 

Святой Косьма Протос

До 1054 года святая Вселенская Церковь пребывала в единстве и управлялась пятью Патриархиями: Римской (имевшей первенство чести, как столицы Римской империи), Константинопольской (как второй столицы и Второго Рима), Антиохийской (нынешний Дамаск в Сирии), Александрийской (в Египте) и Иерусалимской. Все пять Патриархий были равны в правах и самостоятельно управляли своими областями, не вмешиваясь в дела друг друга. Если возникали какие-то общие вопросы, затрагивавшие всех, в основном в области вероучения, тогда созывался Вселенский Собор, где все епископы, под водительством Святого Духа принимали решения для всей Вселенской Церкви.

Однако в 1054 году Римская Церковь, в силу политических и религиозных причин, отделилась от Вселенского Православия. Тем не менее, до XIII века произошедший раскол не воспринимался как окончательный. В 1204 году IV Крестовый Поход, намеревавшийся освободить Святую Землю от захвативших ее иноземцев, отклонился от своей цели и захватил Константинополь. Крестоносцы ограбили город и убили многих жителей. Крестоносцы вывезли богатства и святыни Византии на Запад, одних только мощей святых было вывезено около трех тысяч.

После этого события, когда одни христиане пролили кровь других христиан, для всего Православного Востока стало очевидным, что о былом единении с Римом не может быть и речи. Крестоносцы образовали свое государство – Латинскую Романию и стали принуждать всех жителей к подчинению римскому папе. Афон также на время подпал под власть крестоносцев.

Мученичество преподобномученика Косьмы Протоса (Современная икона, подр.)

В 1261 году Михаил VIII Палеолог император Никеи, освободил Константинополь, однако его ослабевшему после крестоносцев государству угрожала опасность сразу с двух сторон – с востока, со стороны арабов и с запада – со стороны все тех же крестоносцев. Дабы обезопасить себя и устранить хотя бы одну опасность, Михаил Палеолог подписал унию с римским папой, подчинив Византийскую Церковь Римскому престолу, чего никогда не было в истории Церкви. За это папа обещал организовать очередной крестовый поход против мусульман и тем самым помочь Византии в военном отношении. Однако, Михаилу Палеологу необходимо было показать, что подписанная уния соблюдается всеми в Византии, в том числе и на Афоне. В Константинополе был поставлен «свой» патриарх, сторонник унии – Иоанн Векк, а на Афон был отправлен специальный отряд, в задачи которого входило силой убедить афонских монахов принять подчинение папе.

В это время монах Косьма, болгарин по роду, занимал должность Протоса – первого монаха Афона, обязанность которого единолично управлять всем монашеским полуостровом в те, периоды, когда не может собраться собор афонских старцев.

Он, вместе с другими монахами из различных келий, окружающих Протатский храм, воспротивился повелению императора Михаила Палеолога и латинствующего патриарха Иоанна Векка подчиниться римскому папе и поминать его во время божественной литургии. За это Косьма Протос претерпел мученическую смерть: когда униаты прибыли на Афон, они казнили его через повешение, а остальным не подчинившимся монахам отрубили головы.

Обретение мощей св. Косьмы Протоса в 1981 году

18 ноября 1981 г. в Протате были обретены честные мощи святого священномученика Косьмы Протоса.

История обретения камня, на котором казнили монахов

Камень, на котором казнили монахов в XIII веке

В конце XX века, когда шла реставрация здания Протата на Афоне, проводились земляные работы у фундамента и был откопан прямоугольный мраморный камень. Поначалу никто не обратил особого внимания на этот камень, и он лежал в стороне у всех на виду.

Вид сверху на камень, на котором можно различить полосы — зарубки от секиры, которой казнили монахов

Однако со временем монахи заметили, что камень необычный: он всегда оставался сухим, словно источая некое внутреннее тепло, какие бы осадки на него не выпадали: после дождя он быстро высыхал, а если шел снег, то он быстро таял на поверхности камня. Тогда, приглядевшись, монахи обнаружили на плоской поверхности камня необычные зарубки и сразу же вспомнили XIII век, когда у стен Протата за неприятие унии и не подчинение папе римскому казнили монахов через усечение меча.

Вход в Протатский храм с установленным перед ним камнем

Камень был водружен у самого входа в Протатский храм, перед ним была установлена мозаичная икона, изображающая мученичество святого Косьмы Протоса и других монахов, и теперь постоянно горит неугасимая лампада в память о всех пострадавших на Афоне за православную веру.

Неугасимая лампада в память монахов, пострадавших в XIII веке за Православие

Святыня Протатского храма:

Икона Христос Антифонитис

ДИОНИСИЙ (ШЛЕНОВ), игум. Смысл паломничества в духовном наследии Византии