Н.Б. Ларионова (Мында)

Все записи автора

Кандидат культурологии, доцент кафедры классической филологии МГЛУ

Раздел I

Цивилизация минойского Крита. Миф о Минотавре. Дешифровка линейного письма Б

Лабиринт

Более трех с половиной тысяч лет назад остров Крит был древнейшим очагом цивилизации в Европе, ведь здесь находилось пересечение морских путей, соединявших Балканский полуостров и острова Эгейского моря с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Цивилизация, которая здесь возникла в IIIIIтысячелетиях до н.э., именуется «минойской» по имени легендарного царя Миноса, одного из трех сыновей Зевса и Европы, правившего на Крите во XVIXV в. до н. э.

Самым великолепным архитектурным сооружением того времени является обнаруженный Артуром Эвансом дворец царя Миноса в Кноссе. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом (λαβύρινθος)» (происхождение это слово связывают с названием двойной секиры ‒ «лабрисом (λάβρυς)». Как известно, этот предмет был важным культовым символом в религии минойского Крита. Само слово «лабиринт» в этом случае можно перевести как «дом или святилище двойного топора», хотя это мало приближает нас к пониманию его подлинного значения). В греческой мифологии лабиринт изображался как огромное здание с множеством комнат.

Главной особенностью лабиринта как здания, было то, что человек, попавший в него, не мог выбраться оттуда без посторонней помощи. В лабиринте обитал Минотавр, рожденный женой Миноса Пасифаей от быка. Афины должны были приносить ежегодно (по другой версии, раз в девять лет) семь юношей и семь девушек. Минос наложил эту суровую дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. В действительности, Крит на тот момент являлся сильной морской державой, имевшей в своем подчинении другие племена, вынужденные платить ему дань. Греческие историки считали Миноса первым талассократом (θαλασσοκράτωρ) – властителем моря, который создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил господство над всем бассейном Эгейского моря.

В середине XV в. до н. э. ситуация резко изменилась. Жители острова столкнулись с катастрофой гигантского масштаба, после которой минойская цивилизация не смогла уже оправиться. Причины произошедшего бедствия до сих пор точно не установлены. Одни ученые считают гибель дворцов (только дворец в Кноссе пережил катастрофу середины XV в.) следствием сильнейшего извержения вулкана на о. Фера (совр. о. Санторини), другие – больше склонны считать виновниками бедствия ахейцев, вторгшихся на Крит с материковой Греции (вероятнее всего с Пелопоннеса). Вероятнее всего правы как те, так и другие: ахейцы вторглись на о. Крит уже после того, как остров был опустошен извержением вулкана (мифы иллюстрируют падение власти Крита следующим образом: Тесей убивает Минотавра и увозит с собой дочь царя Миноса Ариадну).

Двусторонний топор

Обнаружение лабиринта в виде дворца в Кноссе

Раскопки Артура Эванса ясно доказали, что представление греков о лабиринте не являются беспочвенными. В Кноссе был обнаружен дворец царя Миноса, поражающий своими размерами (площадь его составляет 10 000 м²), в котором располагалось около 300 комнат различного назначения. Планировка дворца была крайне сложной и запутанной; чужестранцу, впервые посетившему его, действительно было не просто выбраться из него самостоятельно (без «нити Ариадны»).

Дворец был снабжен водопроводом и системой канализации, вентиляцией и освещением: во время раскопок были найдены световые колодцы, по которым солнечный свет и воздух поступали в нижние этажи дворца.

Миф о Минотавре наглядно показывает страх критян перед разрушительной силой бушующей природы. Чтобы умилостивить непредсказуемую стихию, богу-быку, воплотившему в себе грозную силу землетрясения и мощь бушующего моря, приносились обильные жертвы, вероятнее всего, даже человеческие, что отобразилось в мифе о Минотавре. Возможно, с этой же целью устраивались и игры с быком.

Дедал как создатель лабиринта

Среди других персонажей критского цикла мифов, современников царя Миноса, совершенно особое место занимает загадочная фигура зодчего, скульптора и изобретателя Дедала. Из усердного слуги и помощника критского владыки, с величайшим искусством и находчивостью выполнявшего самые неожиданные прихоти царя и его супруги, Дедал волею судьбы превращается в его смертельного врага и, в конце концов, становится косвенным виновником его гибели.

На Крите по поручению царя Миноса Дедал построил для Минотавра лабиринт, смастерил деревянную корову для царицы Пасифаи (здесь можно видеть указание на древний минойский ритуал священного союза божественного быка с божественной коровой) из-за чего, по мнению некоторых авторов, Минос и прогневался на него. В мифе о Тесее и Минотавре Дедалу отведена особая роль. Он – не только создатель лабиринта, но и единственный человек, владевший его тайной, т. е. знавший, каким способом можно в него проникнуть и как из него выйти. Именно он вручил Ариадне знаменитый клубок нитей, с помощь которого Тесей и его спутники сумели выбраться из лабиринта после победы над Минотавром.

Чудесная нить еще однажды появляется в одном из эпизодов, связанных с пребыванием Дедала на о. Сицилия. Так, Минос, разыскивая повсюду бежавшего от него Дедала, каждому, кого он подозревал в сокрытии беглеца, предлагал попытаться пропустить нить через внутренние извилины морской раковины. Когда это удалось, наконец, осуществить Кокалу, царю сицилийского города Камика, Минос сразу понял, что Дедал находится именно у него, что и послужило причиной войны между сицилийцами и критянами, в ходе которой Минос был убит.

Легенда об Икаре

Популярность мифа о чудесном спасении Тесея и прибывших вместе с ним на Крит афинских юношей и девушек, об их возвращении из заколдованного жилища Минотавра, откуда еще никто и никогда не возвращался, позволяет предположить, что Дедал играл важную роль не только в сфере заупокойного культа, но также и в тесно с ней связанной сфере обряда инициации (подробнее об этом см. в статье Ю.В. Андреева. Минойский Дедал).

Дедал со своим сыном Икаром вынуждены были покинуть остров Крит. Сделав крылья, Дедал и Икар решили улететь с острова. Во время полета Икар поднялся слишком высоко, так что солнце растопило воск, которым крепились друг к другу перья. Икар упал в море, которое впоследствии было названо Икарийским, и утонул. У одного из античных авторов можно встретить рациональную трактовку этого мифа. Когда Дедал бежал с о. Крит, он построил себе и сыну своему Икару маленькие судна с парусами, которые в то время были еще неизвестны человечеству. Пользуясь попутным ветром, отец и сын обогнали флот Миноса, который шел на веслах. Но у Икара судно перевернулось. Из вышесказанного следует, что греческую мифологию, хорошо известную каждому по литературе и произведениям искусств, следует интерпретировать как переложение и переосмысление вполне реальных событий.

Минойское искусство в целом отличается безмятежностью и жизнерадостностью. Ему чужды жестокие и кровавые сцены войны и охоты. Это и неудивительно. От враждебного внешнего мира остров Крит был надежно защищен Средиземным морем. Это обстоятельство может объяснить тот факт, что все критские дворцы были лишены внешних стен.

Фреска из Кносского дворца "Тавромахия"

Дешифровка критской письменности

Как уже упоминалось, Артур Эванс в 1900 г. начал вести масштабные раскопки Кносского дворца на о. Крит. За несколько недель работ из-под земли были извлечены десятки глиняных табличек с надписями на неизвестном языке (за все время раскопок было найдено около 2000 таких табличек).

На основе найденного материала Артур Эванс выделил на найденных источниках несколько типов критской письменности, которым дал названия:

— критское иероглифическое письмо;

— линейное письмо А;

— линейное письмо Б.

Линейное письмо Б возникло после завоевания о. Крит ахейцами в середине XV в. до н. э. и полностью вытеснило предыдущую форму письменности, то есть Линейное письмо А, использовавшееся для записи текстов на догреческом минойском языке (эта письменность, бывшая в употреблении между 1750 и 1450 годами до н. э., до сих пор пока не дешифрована и возможно навсегда может остаться таковой: ученым просто не хватает необходимого количества текстов, на основе которых можно было бы заниматься дешифровкой). Обнаружив Кносский дворец в 1900 г., А. Эванс даже не мог предположить, что дешифровка Линейного письма Б станет одной из самых волнующих загадок первой половины XX в. Надеясь самостоятельно дешифровать критское письмо, Артур Эванс долгое время задерживал публикацию критских надписей.

Линейное письмо Б было дешифровано в 1950-1953 гг. английским архитектором с печальной судьбой, чье увлечение древней письменность началось еще в юности, Майклом Вентрисом при участии британского лингвиста, специалиста по древнегреческому языку, Джона Чэдвика и с опорой на исследования Алисы Кобер, которая обнаружила в надписях возможные парадигмы склонения существительных.

Алиса Кобер известна тем, что проделала всю «черновую» работу по дешифровке Линейного письма Б, составив картотеку примерно из 186 тысяч карточек, на которых она выписывала различные варианты написания знаков критского письма, а также сравнивала слова с вероятными общими корнями, но имевшими различные окончания. Её работа позволила окончательно систематизировать все известные к тому времени сведения о критском письме и провести черновой грамматический анализ надписей.

Основываясь на её работах, М. Вентрис составил таблицу возможных совпадений гласных и согласных для знаков Линейного письма Б, благодаря чему он завершил дешифровку в 1952 г. Алиса Кобер, пылкая американка, антиковед, обладавшая огромным интеллектом, почти фотографической памятью и целеустремленностью, едва отличимой от одержимости, умерла в 1950 г. в возрасте 43 лет от рака, не дожив до этой новости. В 1956 г. М. Вентрис погиб в автомобильной катастрофе в возрасте 34 лет.

В том случае, если бы удалось дешифровать критское иероглифическое письмо и Линейное письмо А, был бы окончательно решен вопрос о языковой системе загадочного, окутанного легендами исконного населения о. Крит, жившего до вторжения на остров ахейцев.

Неразгаданной остается еще одна находка, вот уже в течение многих лет приковывающая внимание ученых и любителей со всего мира ‒ Фестский диск. Письменность Фестского диска не может быть возведена ни к одной из систем критского письма. Возможно, когда-нибудь в тайну этих покрытых рисунками спиралей, как в новый лабиринт, проникнет новый Тесей, увидевший за этими словоохотливыми значками стройно выстроенную систему смыслов!

Читать далее: Раздел II

Микенская цивилизация

Используемая литература

Андреев Ю. В. Минойский Дедал // ВДИ, 1989, № 3. – С. 29-48.

Добльхофер Э. Знаки и чудеса. Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки. ‒ М.: Вече, 2004. ‒ 432 с

История Древней Греции / Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., Кузищин В. И., Маринович Л. П.; Под ред. Кузищина В. И. ‒ М.: Высшая школа, 1986. ‒ 382 с.

Мында Н. Б. Миф о Дедале: опыт историко-культурологического анализа / Вестник славянских  культур. Научно-информационный журнал. – М., 2008, № 3-4 (Х) ‒ C. 172-180.

Фокс М. Тайна лабиринта. Как была прочитана забытая письменность. ‒ М.: Из-во ACT: CORPUS, 2016. ‒ 352 с.

Фильм ВВС «Великий английский гений: как М. Вентрис дешифровал Линейное письмо Б», 2005.