Монастырь Ватопед

Местоположение

Монастырь Ватопед расположен на верхней части небольшой возвышенности в северо-восточной части Святой Горы Афон. Вокруг монастыря возвышаются горы, которые как бы защищают этот великий и славный монастырь и его многочисленные священные реликвии.

Название монастыря

Наименование монастыря происходит от двух греческих слов: βάτος и παιδίον – куст и ребенок. Такое наименование восходит к одному чуду, которое произошло на этих местах в V веке.

Ватопедская бухта. Среди этих кустарников был найдет отрок, давший наименование месту — «Ватопед»

Чудо спасения отрока

Сын императора Феодосия Великого по имени Аркадий, маленький мальчик, переправлялся на корабле из Рима в Константинополь. В тот момент, когда корабль находился неподалеку от острова Фасос, напротив Афона, разыгралась страшная буря и из-за сильных волн корабль опрокинулся и все, кто находился на нем погибли. Слуги императора Феодосия даже не надеялись на то, его сын Аркадий мог спастись и просто обыскивали окрестные побережья, на острове Фасос и на Афонском полуострове, надеясь найти хотя бы его тело. И каково же было их удивление, когда они нашли его на берегах Афона, спящим под кустом, а радом с ним – икону Богородицы, выброшенную на сушу морем. Когда об этом сообщили императору Феодосию, он увидел в этом явное чудо Божие и в благодарность Богу решил построить на этом месте храм. Он не жалел средств, и потому храм, который он возвел, по богатству и размерам современники сравнивали с храмом святой Софии в Константинополе.

Побережье Ватопеда. Где-то на этом месте принесло на волнах отрока Аркадия к афонской земле

Чудо явления Богородицы и запрещения женщинам приходить на Афон

Дочь того же императора Феодосия также путешествовала неподалеку от Афона в тот момент, когда уже завершалось строительство храма.

В те времена еще не было запрещения женщинам ступать на Афон. Во времена императора Феодосия на Афоне еще существовали города, где жили мирские люди, а на месте Ватопеда находился город под названием Дион (Зевс).

Плакидия была весьма благочестива и решила посетить храм, строящийся ее отцом и посмотреть на его убранство. Когда она уже прибыла на Афон и заходила внутрь храма, по своему смирению через боковые двери, а не через парадный вход, вдруг она услышала голос, который остановил ее и сказал:

«Плакидия, остановись! Это место для монахов-мужчин. Единственная женщина на Афоне – это Я!

Плакидия уразумела, что услышала голос Самой Пресвятой Богородицы. Она послушалась голоса и не стала проходить в храм. Это был первый случай, когда Богородица запретила женщинам заходить на Афон и именно с этой поры берет свое начало традиция, которая называется аватон (άβατον) – запрещающая женщинам и всякому женскому полу присутствие на Святой Горе Афон.

В воспоминание этого чуда на том месте, где она услышала голос, Плакидия повелела написать на стене икону Пресвятой Богородицы. Эта икона стала называться Антифонитрия (Предвозвестительница), как предвозвещающая повеление женщинам не приходить на Афон, потому что Святая Гора – это земной удел Божией Матери и Сама Пресвятая Богородица является единственной женщиной на Афоне и игуменьей всех афонских монастырей. Именно поэтому в афонской монашеской традиции появляется и соответствующая икона Богородицы – «Игуменья Горы Афонской».

История возникновения монастыря

Храм, построенный императором Феодосием, к сожалению, не сохранился до наших дней. Он разрушился после землетрясений и нашествия критских арабов в 862 году. Нынешний главный храм – кафоликон датируется X веком, но стоит на основании того, древнего храма, хотя тот имел значительно большие размеры.

Храм, построенный святыми Симеоном и Саввой сербскими

Монастырь был воссоздан в последней четверти X века богатыми князьями и з Адриануполя – Афанасием, Николаем и Антонием. Они пришли на Афон вместе со своим состоянием из 9000 золотых монет, имея намерение построить новую лавру по подобию Лавры святого Афанасия. По совету самого святого Афанасия они выбирают место и начинают строительство. Однако завершение основного этапа строительства монастыря происходит уже после издания Первого Афонского Типикона (972). Первое письменное свидетельство, в котором упоминается Ватопед, относится к 985 году – это подпись игумена монастыря Николая, которая расположена последней, на 23-ем месте в списке всех афонских игуменов.

Тем не менее, развитие монастыря шло весьма активно. Несмотря на то, что Ватопед не упоминается в Первом Типиконе, во Втором Типиконе (1045) он занимает уже второе место по чести, сохраняя это место и по сей день. По своей славе с самых древних времен Ватопед стал соперничать с Великой Лаврой святого Афанасия и это доброе соперничество приобретало иногда даже ребяческие и комичные формы. С такой точки зрения можно посмотреть на подпись одного из игуменов монастыря, который на документе 1287 года написал: «досточтимой императорской Ватопедской обители и первой лавры Святой Горы смиренный иеромонах Иосиф». В документах обитель постоянно сопровождается наименованиями «Лавра (Λαύρα)». «Великая (Μεγάλη)», «Величайшая обитель (Μεγίστη Μονή)».

Многие историки сомневались в реальности существования трех первых ктиторов монастыря —  Афанасия, Николая и Антония, считая их легендарными личностями, а число три – символическим. Однако в 1992 году были проведены раскопки в кафоликоне и обнаружены останки первых трех ктиторов и свинцовая табличка, в которой запрещалось от имени Антония хоронить на этом месте кого-либо еще.

Датировка построек монастыря

Как и в Великой Лавре, древнейшем афонском монастыре, в Ватопеде сохранились величественные сооружения византийского периода:

  • Кафоликон – X век;
  • Трапезная – XII век (с росписями 1786 г.);
  • Башня – XV век;
  • Колокольня 1427 года (высота 35 метров, является древнейшей из сохранившихся колоколен на Афоне).
  • Более новые строения:
  • Параклис св. Николая – 1780 г.;
  • Вторая трапезная – 1786 г.;
  • Мраморный родничек – 1788 г.;
  • Позднейшие росписи кафоликона – 1789 г.

Кафоликон – соборный храм монастыря на протяжении целого тысячелетия сохраняется практически без изменений. Росписи храма датируются XIV веком, однако самый древний слой XIV века оказался скрыт за несколькими более поздними росписями и сейчас местами очищен реставраторами.

Монастырь Ватопед. Вид на кафоликон и колокольню XIV в.

В целом, убранство кафоликона сочетает в себе богатство и утонченность вкуса: дорогой мрамор на полу, древняя дорически строгая ограда из мраморных плит, колонны и капители из полудрагоценного камня, мозаичные иконы в разных частях храма (XI века), высокий иконостас со множеством резных изображений и огромными иконами.

Реликвии монастыря

Святой Грааль на Афоне?