Мистра Лакония

В 1249 году на защищенном самой природой холме Мизифра в Лакедемонии, вождь франкского Ахейского княжества Гильом II Виллардуен возвел мощный замок, который сыграл в дальнейшем важную роль в истории византийского государства последних веков его существования вплоть до захвата Мистры турками в 1460 г.

Вход в город

С 1262 г., когда византийцы завоевывают замок Мистра, для этого средневекового замка-государства начинается яркий период его истории. Холм переполняется домами, строятся дворцы и богатые дома, церкви и укрепленные монастыри, а густозаселенный город обносится стенами, укрывавшими две территории: верхний город и нижний. Со второй половины XIV века, когда управление над замком Мистра принимали на себя члены императорской семьи Константинополя – Кантакузины (1348-1383) и Палеологи (1383-1460) – деспотат Мистра расцветает и развивается до важного центра культуры, тесно связанного с Константинополем. Здесь искусством и письменностью занимались выдающиеся мастера и просвещенные люди, которые сыграли впоследствии важную роль в развитии гуманитарных наук и направлений в искусстве Европы XV века.

Памятник последнему византийскому императору Константину XI Палеологу

В 1443 г. в Мистре на императорский трон взошел последний византийский император – Константин XI Палеолог, который окончил свою жизнь с оружием в руках на стенах Константинополя, во время безуспешной обороны города от войск турецкого султана Мехмета II Завоевателя.

Митрополия (Святой Димитрий)

 

Митрополичий храм святого Димитрия

Храм был построен вероятно после того, как Мистра оказалась в руках византийцев (1262) и является самым ранним сооружением города. В этом храме был помазан на царство последний византийский император – Константин XI Палеолог. Коронация произошла центре храма на месте, где до сих пор в полу находится мраморная плита с изображением двухглавого орла – символа византийской империи. Храм построен в архитектурном стиле базилика с двумя радами колонн и высоким средним нефом. В начале XIX в. верхняя часть храма была перестроена: появился купол, как и на прочих храмах Мистры. Для ценных росписей митрополичьего храма характерно многообразие различных стилей, что связано с различными временными периодами (конец XIII – начало XIV вв.), а также отличным друг от друга выразительным средствам живописцев, которые создавали эти росписи. Особенно ценны фрески с изображением Второго Пришествия Христова и Богородицы с младенцем.

Монастырь Вронтохион (Μονή Βροντοχίου)

 

Храм «Святые Феодоры» (1295 г.) и храм Богородицы Одигитрии (1310 г.) представляли собой часть укрепленного монастыря Вронтохион, величественные здания которого были возведены попечением игумена Пахомия. Они являются самыми крупными храмами Мистры. В храме Одигитрии сохраняются росписи изумительного мастерства (1312-1322), некоторые из которых связаны с искусством Константинополя.

Храм Святой Софии

 

Святая София

Храм был дворцовой церковью и сохраняет в изваянной монограмме имя ктитора – первого правителя Мистры, Мануила Кантакузина (1348-1380). Храм расположен рядом с дворцом правителей Мистры – Палеологов и украшен мрамором, настенной росписью и резьбой. Из росписей собора впечатляет грандиозное изображение Христа в куполе.

Храм Перивлепт

 

Храм Перивлепт

Название переводится как «видимый отовсюду». Храм пристроен к пещере в скале. Его росписи отличаются очень тонкой работой с цветом и изящными, полными благородства и размеренностью фигурами.

Успение Богородицы

Особенно выразительна фреска Успения Богородицы, на которой Христос держит душу своей матери в виде младенца. Слева от входа находится уникальная фреска «Божественная литургия». На стенах храма также находится множество изображений из сюжетов Нового Завета.

 

Храм Евангелистрия (Благовещения)

 

Храм Евангелистрия

Небольшой изящный храм с старыми погребениями (в южной и западной части). Сохраняются росписи вероятно конца XIV — начала XV вв. Соединяет в себе базилику и крестово-купольный архитектурный стиль.

Монастырь Пантанасса

Женский монастырь Пантанасса является единственным действующим поныне монастырем Мистры.

Монастырь ПантанассаПри создании монастыря, византийский военноначальник в услужении Венеции Иоанн Франкопулос в 1428 г. использовал несколько различных стилей, так как в архитектурном плане храм Пантанасса копирует Одигитрию, внутреннее убранство (своды алтаря) заимствуются из готического искусства, а живопись – представляет собой смесь заимствований из Одигитрии и Перивлепта. На первом этаже храма росписи датируются XVII-XVIII вв.

Дворцы

На ровной части холма были построены дворцы правителей. Здания различного назначения, построенные в разные периоды (XIII-XV вв.) составляют целый комплекс, из которого выделяется тронный зал (начало XV в.).

Особенного внимания заслуживает Дворец Деспотов, бывший резиденцией последнего императора. Дворец имеет впечатляющий огромный зал для императорских приемов и ценные настенные росписи. После захвата Мистры турками росписи были скрыты под слоем штукатурки и краски, благодаря чему они прекрасно сохранились до наших дней.

Музей

В музее выставлены произведения искусства времен деспотата, бытовые предметы, благодаря которым можно составить представление о повседневной жизни жителей Мистры, а также о многообразных и обоюдных связях, которые существовали между Византией и Западной Европой в последние годы византийской империи.