Второе «усекновение» св. Иоанна Предтечи

и

Разграбление Святой Горы Афон в 1980 г. торговцами антиквариата и иностранными путешественниками

Июнь 1980 года. Святая Гора кажется заброшенной повсюду. Постоянные вырубки леса, незаконная охота на диких животных, споры о получении двух миллиардов евро от Европейского экономического сообщества на реставрацию монастырей, а также непрерывные вспышки незаконной торговли древностями составляли тогда целый клубок испытаний, которые претерпевала тогда Святая Гора Афон.

 

Протатский храм после неудачных восстановительных работ 1980-х гг. Алтарная часть имеет характерный серый оттенок из-за бетонной штукатурки, нанесенной реставраторами

 

Еще до наступления июня монастырь Хиландар подписал договор с целлюлозной фабрикой Северной Греции о вырубке лесов, принадлежащих монастырю, в то время как, согласно с публикациями того времени, как «покровители» в администрации монашеской республике, так и природоохранные службы предались безудержной охоте на косулей и диких кабанов, обитающих в местной экосистеме.

Однако, кроме разрушения природной среды, настоящим бичом Святой Горы, а именно ее столицы – Карьес, стали жалобы на случаи незаконной торговли древностями, которые имели место в кафедральном храме Протата в ходе восстановительных работ.

Произвол при восстановлении храма

Храм был украшен росписями великого византийского живописца – Эммануила Панселина, которого называют «восточным Микеланджело». Тем не менее, храму были нанесены обширные повреждения и это чудо, что он вообще сохранился как здание, а также как хранилище живописного сокровища.

При новой реставрации кровли храма потребовалось возведение специального укрытия

Испытания Протатского храма начались со времен Первой Мировой Войны, когда десятки заинтересованных людей под видом науки посещали храм и фотографировали его внутри и снаружи. Одним из таких был французский византолог и офицер Милле. Опубликованные фотографии Милле убедительно показали масштаб произвола при восстановлении, который совершили ответственные за это дело (См.: Millet G., Monuments de l’ Athos, Les Peintures, Paris, 1927).

Состояние западной стены храма до последней реставрации
Западная стена после реставрации

Кельи византийских времен, окружавшие храм, были разрушены; каменная плитка, которая защищала деревянную крышу храма, была снята; и, более того, была помещена бетонная плитка поверх которой постелили черепицу. Все это привело к тому, что все росписи византийского живописца были испорчены дождями; еще незатвердевшим жидким бетоном, который с крыши ручейками стекал по стенам, а стены нартекса приобрели опасный наклон из-за измененного статического равновесия здания храма.

Фреска св. Петра Афонского (общий вид)
Фреска св. Петра Афонского (подр.)

Еще одно проявление произвола заключалось в том, что была обнажена северная сторона Протатского храма, с целью увидеть структуру храмовых стен.

В результате влага проникла вглубь стены и была утеряна роспись «Иисус в ином облике» — творение Мануила Панселина, которое изображало Христа в человеческой и борющейся его ипостаси.

Второе «усекновение» Предтечи торговцами древностями

Незаконная торговля древностями бичевала Святую Гору, снабжая международный черный рынок по продаже византийских икон «товарами», украденными различными шайками на территории Афона. Согласно с данными опубликованными в газете «Ελευθεροτυπία» (12.06.1980), которые приобрели масштаб скандала, — на Афоне произошло второе «усекновение» св. Иоанна Предтечи.

Фреска св. Иоанна Предтечи до «усекновения».

Фреска св. Иоанна Крестителя находилась достаточно высоко, чтобы ее мельчайшие подробности невозможно было увидеть невооруженным глазом в сумрачном помещении храма. По сути, произошло удаление главы Предтечи, которая была заменена новым изображением, написанном на холсте, что было доказано неоднократным перефотографированием.

Газета задалась вопросом, была ли кража осуществлена известным византологом из Монако Францом Делгером, который по милости немцев хозяйничал со своими исследованиями на Святой Горе Афон во время оккупации, или же просто – торговцами древностями с содействия монахов.

Во всяком случае, газета не исключила также вероятность того, что данное повреждение было нанесено «неумелыми реставраторами», которые посчитали за удобное решение исправить усеченную главу Предтечи при помощи холста.

Внутреннее убранства храма (совр. состояние)
Современное состояние Протатского храма

По материалам сайта Μηχανή του Χρόνου