Церковная политика

EleftherosTypos.gr       Греция

«Священная война» Фанара и Москвы по поводу Украинской Церкви

Валя Николау (ΒΑΛΙΑ ΝΙΚΟΛΑΟΥ)

К новому кризису пришли и так уже взбаламученные связи Вселенской патриархии и Русской Православной Церкви. Ось напряжения на этот раз — украинский церковный вопрос. Московская патриархия живо реагирует на возможное дарование Фанаром автокефалии Украинской Церкви и при поддержке российского президента Владимира Путина со строгим тоном сообщает, что в случае, если это произойдет – то случится раскол.

Это уже не первый раз, когда украинский церковный вопрос становится предметом обсуждений в недрах Православия. Годами одна из трех Церквей на Украине, так называемая Украинская Православная Церковь «Киевского патриархата», которая считается русскими раскольнической (в 90-е годы она откололась от Русской патриархии), стремится оформиться в качестве Автокефальной Церкви на Украине, оказывая давление по всем направлениям.

Две другие Церкви, которые представлены на церковной карте этой страны – это Украинская Православная Церковь, находящаяся в церковном единении с Московской патриархией, предстоятелем которой является Киевский митрополит Онуфрий, а также другая – «Украинская Автокефальная Православная Церковь».

Проблема снова вышла на свет примерно месяц назад, когда Фанар решил, вызвав при этом резкую неприязнь со стороны русского Патриарха Кирилла, принять просьбу Украинской Церкви «Киевского патриархата» (которую поддерживает Украинская Рада) об автокефалии. С целью, конечно, найти решение в духе благоразумия и единства, Вселенский Патриарх Варфоломей предпринял инициативу о том, чтобы известить 14 Православных Церквей.

В рамках этого, патриаршее представительство, состоящее из митрополитов Пергамского Иоанна, Галльского Эммануила и Смирнского Варфоломея, недавно прибыло в Афины и подробно проинформировало Архиепископа Иеронима. В настоящее время, согласно с имеющейся информацией, архиеп. Иероним не настроен положительно. Тем не менее, он описывает весь этот вопрос как особенно тонкий и поэтому ожидается его рассмотрение на грядущем заседании Постоянного Священного Синода и конечно, если это посчитают необходимым, и иерархией.

Во всяком случае на данный момент, кажется, что Фанар имеет поддержку большинства Православных Церквей на дарование Автокефалии Украинской Церкви.

Несмотря на разногласия и стычки (как в недавнее время об подчинении храма святого Георгия в имении Промпона), считается, что Вселенская патриархия точно будет иметь поддержку со стороны Элладской Церкви. К тому же, в кризисные моменты, Афины согласуются в своих позициях. Можно вспомнить, что нечто подобное сделала Элладская Церковь на Святом и Великом Соборе в Колимбари, на Крите.

Выбор Фанара, ожидается, что поддержат Патриархи Александрийский Феодор, Иерусалимский Феофил и Сербский Ириней, а также предстоятели – Албанский Анастасий и Кипрский Хризостом.

В то же время, с интересом ожидается прояснение позиции Румынской патриархии, которая, несмотря на то, что иногда предпочитает двигаться «автономно», не прекращает поддерживать хорошие отношения с русскими.

Категорическое «нет» «автономии» Украинской Церкви говорит, по всей видимости, Польская Церковь.

Согласно с имеющейся информацией, во время заседания своего Священного Синода она выразила свое неприятие, подчеркнув, что обсуждение Автокефалии возможно только в случае, если раскольнические церковные группы «покаются и вернутся в лоно канонической Церкви».

Болгарская патриархия считается традиционным «спутником» Москвы. По этой причине не исключено, что она согласится в конце концов с позицией Русской Церкви. Кроме того, Болгария находится в оппозиции к Константинополю по теме раскольнической Церкви в Македонии.

Таким образом, ситуация в том виде, как она сформировалась по этому вопросу, не исключается, что может перерасти в целый «триллер» с серьезными дипломатическими последствиями.

Московская патриархия, которая со своей стороны находится на связи с другими Православными Церквями (напр. недавно митрополит Волоколамский Илларион встретился с предстоятелями Польши и Румынии) имеет полную поддержку со стороны Кремля. И если не скажет абсолютное нет, то очень трудно примет изменения в существующем церковном устройстве.

К тому же, признание Автокефалии Украинской Церкви предполагает ее согласие. В недавних своих заявлениях митрополит Волоколамский Илларион, глава Отдела Внешних Церковных Связей, упомянул среди прочего, что «предоставление автокефалии просили светские власти Украины, при поддержке раскольнических, антиканонических ответвлений». Вселенское Православие не признает церковность этих сообществ, отделившихся от канонической Православной Церкви Украины, то есть их церковность нулевая.

Он же также подчеркнул, что «предоставление расколу института «параллельной» церковной Автокефалии без разрешения канонической Церкви, на канонической земле которой он находится, это абсурд с церковной и канонической точек зрения». Все члены Священного Синода выразили свою поддержку канонической Православной Церкви Украины.

Источник: EleftherosTypos.gr

 

«Ιερός πόλεμος» Φαναρίου-Μόσχας με φόντο την Ουκρανική εκκλησία

 

 

 

Privacy Preference Center