Яспис (Святая Чаша)

Одна из важнейших реликвий монастыря Ватопед, а также один из лучших образцов византийского миниатюрного искусства – так называемый «Яспис (Ίασπις)». Речь идет о легендарной Святой Чаше, даре императора Мануила Палеолога (1391-1425) или Монемвасийского деспота Мануила Кантакузина, сына Иоанна Кантакузина (1349-1380).

Внутреннее пространство чаши выполнено из яшма – одноименного материала. Чаша имеет цилиндрическую форму и ее широкий край обрамлен серебряной с позолотой оболочкой, на которой вырезана надпись из заглавных букв с благодарственной молитвой из литургии святителя Василия Великого «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».

Яспис. Край чаши со словами «Даде святым своим учеником…»

Подножка чаши разделяется в середине на две части правильным многогранником, состоящим из трех плоскостей. Средняя плоскость украшена изображениями медалей, на которых помещены мифические животные в форме дракона с головой льва и узорчатого креста.

Яспис. Средняя часть чаши.

Ручки чаши также изображают драконов со сложенными крыльями и длинными хвостами, на концах которых находятся также головы дракона.

Яспис. Ручки в форме дракона

В основании чаши помещены изображения иерархов и монограмма, на основании которой чаша приписывается деспоту Мистры Мануилу Кантакузину Палеологу (1349-1380). Согласно преданию, Яспис был подарен позднее монастырю Ватопед сыном Фессалоникийского деспота Андроником Палеологом (1408-1423). В убранстве этого произведения искусства ясно прослеживается западное влияние. Форма чаши и определенные традиции, связанные с исцелениями от укусов ядовитых змей, отсылают к древнему, мирскому применению этой реликвии.

Яспис. Основание Святой Чаши.

В отношении Ватопедского Ясписа даже существует мнение о том, что именно эта чаша может быть тем самым Святым Граалем[1], который использовал Христос на Тайной Вечери, и который столь настойчиво искали немцы во время Второй мировой войны. Тема Святого Грааля зиждется на «Завещании Иоанна Крестителя» рукопись которой вместе с Ясписом принесли в Константинополь некие монахи в VI веке из сирийского города Эдесса. Рукопись вместе с этой реликвией монахи передали императору Маврикию. Завещание Иоанна Крестителя упоминает Святую Чашу как сосуд, из которого пил воду Иоанн Креститель и который был передан из темницы через Андрея Первозванного Христу, который был родственником Иоанна по их матерям. Текст Завещания Иоанна Крестителя издал Du Cange, Charles du Fresne (1610-1688) в XVII веке[2]. Император Мануил II Палеолог сделал обрамление из золота широкой части Потира к которой прикасались губами, две ручки в форме драконов и подставку в форме колонны. Так, согласно этой версии, Святая Чаша получила нынешний свой вид и была послана в качестве императорского дара монастырю Ватопед на Афон.

Яспис. Святая Чаша

Возможно, именно ватопедский Яспис является причиной, по которой так часто наведывается на Афон и в Ватопед английский принц. Англичане крайне чтут предание о Святой Чаше, которую именуют Святым Граалем.

Монастырь Ватопед

Примечания

[1] Кафедральный Собор Валенсии (Испания) утверждает, что Святой Грааль находится у них.

[2] Известен как автор словаря: Glossarium Ad Scriptores Mediae et Infimae Latinitatis : in quo Latina Vocabula novatae Significationis, aut Usus rarioris, Barbara et Exotica explicantur, eorum Notiones et Originationes reteguntur : Complures aevi medii Ritus et Mores, Legum, Consuetudinum municipalium, et Jurisprudentiae recentioris Formulae, et obsoletae voces; Utriusque Ordinis, Ecclesiastici et Laici, Dignitates et Officia, et quam plurima alia […] illustrantur. E libris editis, ineditis, aliisque monumentis cùm publicis, tum privatis. Accedit Dissertatio de Imperatorum Constantinopolitanorum […] numismatibus. — Ed. Novissima Insigniter Aucta. — Francofurti ad Moenum : Ex Officina Zunneriana, apud Johannem Adamum Jungium. — T. 1: [A -C]. 1710. — [8] Bl., 88 S., Sp. 91-186, 1462 Sp. — T. 2, P. 1: D — [H]. — 1710. — [1] Bl., 926 Sp. — T. 2, P. 2: I -[N]. — 1710. — [1] Bl., 870 Sp. — T. 3: O [- Z]. — 1710. — [1] Bl., Sp. 5-1736, [2], XI Bl., 91 S. : Ill., Portr. ; 2°. — Satzspiegel 31 x 16 cm — Signatur: XN 9732.