Прп. Петр. Фреска. Афон (Монастырь св. Павла). 1552 год
Прп. Петр. Фреска. Афон (Монастырь св. Павла). 1552 год

СВЯТОЙ ПЕТР АФОНСКИЙ: ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ

В Православной Церкви почитается примерно тридцать святых с именем Петр. Святой Петр Афонский не является самым известным из них, но и не принадлежит к тем, память о которых осталась лишь в виде одного упоминании каким-либо синаксарем: ему посвящено два текста – один повествовательный и один богослужебный.

Канон святому Петру Афонскому

Канон святому Петру написал Иосиф Гимнограф. Имя автора устанавливает terminus ante quem относительно времени составления канона: это – 886 год, в который, как считается умер Иосиф. Тем не менее, можно установить и более точную дату.

 

Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.
Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.

Действительно, рассказ об обретении неких чудотворных мощей на Афоне, о котором упоминает канон, легче мог стать известным в Салониках, чем в Константинополе. По всей видимости Иосиф, который опирался при составлении своего канона на устную традицию, обнаружил материал о его деятельности в Салониках, куда он прибыл примерно в 831 г. и где пробыл до окончательного своего ухода, случившегося немного ранее 841 г. Иосиф составил свой канон во время своего пребывания в Салониках или несколько позже. Таким образом составление канона следует поместить между 831 и 841 годами.

Краткий обзор тематики канона

Церковь показывает тебя как нового Петра; ты умертвил свои члены и возродил свою душу, укрывшись в горах и пещерах и борясь со страстями и низменностями; твои мощи, скрытые много лет, теперь явились для нашего спасения, источая волны исцелений и благодатное миро; ты ученик и тезка верховного Петра; фимиам Христов, своим миром, которое ты изливаешь от своих мощей, ты вдохновляешь мучеников и прогоняешь страсти; необитаемая пустыня и крутые скалы говорят о твоих трудах и подвигах; ты населил гору Афон как Илия гору Кармил; твое миро проистекает от твоих мощей и привлекает своим ароматом верующих; стань посредником для всех нас, с верой и благоговением притекающих к тебе.

Очевидно, что историческое содержание очень скудно: некий аскет жил какое-то количество лет в самых неприступных частях Афона; его мощи были найдены годы спустя после его кончины; Церковь признала его святость и установила празднование дня его памяти. Такова хронология составления канона, которая с исторической точки зрения имеет особое значение: если, что кажется вероятным, канон был составлен в 831-841 годах, то это означает, что по крайней мере с начала IX в. монахи жили на Афоне, а с середины этого века весть о них стала распространяться, что видно также из других источников.

Житие святого Петра Афонского

Некий афонский монах по имени Николай где-то в конце X века написал житие Петра Афонского. Произведение состоит из трех отдельных частей:

  1. Чудо св. Николая, которым был облагодетельствован некий Петр Схоларий, которого автор произвольно отождествляет с Петром Афонским.
  2. Описание жизни Петра, который провел «пятьдесят лет» в пещере на Афоне.
  3. Чудеса, произошедшие во Фракии и которые автор приписывает мощам Петра Афонского, хотя по всей видимости речь идет о некоем местном святом.
Пещера на склонах Святой Горы Афон

Следовательно, только средняя часть жития может быть использована для обоснования исторического существования Петра и может дать сведения об образе жизни монахов на Афоне в IX веке.

К сожалению действительность опровергает эту надежду: автор жития не предоставляет никаких новых сведений, поскольку канон Иосифа, переполненный общими местами известными в агиографии, является единственным источником, из которого берется информация. Следовательно, житие святого Петра Афонского мы не будем использовать в качестве источника, разве только в случае, когда оно дает сведения об образе жизни афонских монахов в эпоху, когда жил сам автор, то есть в последней четверти X века.

Развитие почитания святого Петра Афонского

По сведениям из источников мы можем проследить постепенные этапы религиозного почитания пустынника Петра, до того момента, пока оно не оформилось окончательно. В первые десятилетия IX века в одном пустынном месте Афона были обнаружены мощи некоего пустынника. Конечно, в том месте сохранилась и память о некоем подвижнике по имени Петр; соединение обретения и памяти об подвижнике произошло само собой и вероятно справедливо. Сразу после этого или же несколько спустя окрестные монахи стали воздавать останкам религиозное почитание. Эта традиция признания святым сразу после обретения мощей была весьма распространена, несмотря на осуждение ее Церковью. После установления почитания, естественным стало совершение ежегодного богослужебного дня памяти, очевидно в день годовщины обретения мощей. Несомненно, что почитание распространялось афонитами не только на конкретного подвижника Петра, но и на всех безымянных и незаметных героев подвижнической жизни.

Сколько времени прошло между началом его почитания на Афоне и составлением канона в честь Петра Иосифом Гимнографом останется неизвестным навсегда; однако очевидно, что это не было большим промежутком времени.

Сведения, которые приводит Иосиф (глубоко укорененное почитание, преданность дню его памяти, молебное прошение о его заступничестве) обогатились бы намного больше, если бы два этих события были разделены большим промежутком времени.

Согласно со всем вышесказанным, кажется логичным, что почитание Петра укоренилось сперва в месте обретения его мощей, но весть о нем быстро распространилась далее: в одной Минее за июнь из монастыря Акаталипту в Константинополе, датируемой концом X века, содержится старое последование святому Петру. Значит, следует полагать, что этот монастырь, по крайней мере некоторое время, совершал память святого Петра Афонского. Напротив, типикон Великой Церкви не содержит никаких следов почитания святого Петра. Исходя из того, что византийские монастыри свободно формировали свои богослужебные уставы, тот факт, что один столичный монастырь прославлял Петра среди своих святых в X-XI веках, не означат, что Великая Церковь признавала Петра святым в ту эпоху, а также что Петр в какой-то момент перечислялся среди святых в ее типиконе. Тем не менее, следует признать, что память святого Петра совершалась и за пределами Афона в XII веке, так как одна из Миней этого периода, происхождение которой не связано с Афоном, содержит последование Петру.

Эти две упомянутые Минеи – древнейшие рукописи, которые содержат последование святому Петру, дают нам одну важную информацию: в них день памяти помещен на 22 июня, а не на 12 июня – день, который будет установлен позже и до сегодняшнего времени останется днем памяти Петра Афонского вместе с египетским подвижником прп. Онуфрием. Два этих празднования были вначале отдельными, но близкое расположение в богослужебном календаре двух святых, которые прославились сходными аскетическими подвигами, в результате привело к объединению двух празднований в один день – в годовщину наиболее известного из них – святого Онуфрия. Когда именно это произошло теперь узнать уже невозможно.

 

Преподобные Петр Афонский и Онуфрий. Икона. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон).

Теория о том, что Иосиф Гимнограф объединил два последования не имеет под собой основания, так как рукописи, датированные одним или двумя веками позднее эпохи Иосифа, продолжают разделять два этих празднования. Объединение празднования Петра и Онуфрия произошло на Афоне, на котором монахи испытывали глубокое уважение к подвижникам пустыни, а день памяти Петра, хотя и не прекращал совершаться совсем, тем не менее потерял часть своего блеска между XI и XIV веками. Перенесение памяти святого Петра с 22 на 12 июня, произошло вероятно с XI века. Остается под вопросом совпало ли это изменение дня памяти со значительным угасанием ревности афонитов по отношению к святому Петру. Во всяком случае, ни одна рукопись за пределами Афона старше XV века не содержит его жития и ни одна Минея за пределами Афона, кроме того, что было описано выше, не содержит его последования. Напротив, его почитание, которое как было сказано, несколько угасло в течение XII и XIII веков и на самом Афоне, начиная с XIV века снова вернулось с прежним блеском и с того момента не прекращало развиваться.

 

Преподобные. Макарий, Онуфрий и Петр Афонский. Икона (Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Любопытно, что в XV веке в Новгороде появляется икона, которая свидетельствует об объединенном почитании не только св. Петра Афонского совместно с прп. Онуфрием, как пустынников, отличавшихся самым аскетичным образом жизни, но включает также образ прп. Макария Великого, имевшего сходное житие.

ЛИТЕРАТУРА

По материалам книги: Παπαχρυσάνθου Δ. Ο Αθωνικός μοναχισμός. Αρχές και οργάνωση. Ελληνική έκδοση βελτιωμένη και επαυξημένη. Αθήνα, 1992. Σ. 85-92.