Монастырь Великая Лавра

Великая Лавра или «Лавра святого Афанасия» – древнейший действующий монастырь Афона и первый в иерархии всех афонских обителей. Лавра является одним из самых крупных и богатых монастырей Афона.

Местоположение

Великая Лавра расположена в юго-восточной оконечности афонского полуострова на высоте 160 метров от уровня моря в местности называемой Меланас. Это место представляет собой часть горного хребта, который спускается с вершины Афона до самого моря,

Пологий спуск к Лавре со стороны вершины Афона

Это тихое и уединенное место имеет небольшой уклон в сторону моря и покрыто богатой растительностью, высокими деревьями, среди которых растут густые и непроходимые кустарники.

Небольшая бурная река с шумом спускается к самой Лавре, снабжая водой Лавру и всю окружающую ее местность.

Водяная мельница, работавшая ранее на воде из реки с вершины Афона

Входя внутрь посетитель ощущает, что находится в неком византийском городе, который имеет за плечами славную историю и священную память. Здания ветхого, но почтенного вида сквозь века повествуют нам о выдающейся истории первого монастыря на Афоне.

Хозяйственные постройки Лавры имеют весьма почтенный возраст. Тяжелые древние крыши, покрытые каменными плитами из сланца, защищают исторические реликвии Лавры и самих насельников от капризов природы.

Крыши зданий сложены из каменного сланца, который добывается на самом Афоне

История основания Великой Лавры

Святой преподобный Афанасий Афонский

Великая Лавра или «Лавра святого Афанасия» была построена на месте древнего города Акрафос в самой дальней оконечности афонского полуострова. Она основана в 963 году святым Афанасием Афонским, человеком благородного происхождения, который оставил мир и удалился на Афон, чтобы стать монахом-пустынником.

У св. Афанасия был друг – Никифор Фока, блестящий полководец Византийской империи, который обещал ему, что вместе с ним уйдет на Афон и станет монахом. Однако обещанию полководца не суждено было сбыться. После смерти одного из тогдашних императоров – Романа II, Никифор Фока сам фактически взошел на престол, став регентом при малолетних наследниках престола. И, таким образом, Никифор Фока уже не мог выполнить обещание, которое он дал Богу и св. Афанасию о том, что станет монахом на Афоне. Но на протяжении всей жизни Фока вел очень суровый, аскетический образ жизни. Он спал на звериной шкуре, носил власяницу, избегал употребления в пищу мяса.

Никифор Фока (ок. 912-969), византийский император, друг и духовное чадо св. Афанасия

Несмотря на это, для того чтобы искупить свою вину, он начинает жертвовать достаточно большие средства на строительство первого общежительного монастыря на Афоне. Св. Афанасий поначалу отказывался от помощи, предлагаемой Никифором Фокой, поскольку его идеалом, как и для всего афонского монашества того периода, была жизнь отшельническая, в уединении и нестяжательстве. Однако вскоре он внял убеждениям своего друга и в марте 962 года приступил к строительству монастыря.

В это же время случилась засуха и начался голод. Св. Афанасий, видя что запасы монастыря начинают быстро иссякать и вскоре нечем будет кормить строителей, отправляется в столицу Афона – Карьес для того чтобы обсудить проблему продовольствия с монахом-протосом, управляющим афонским монашеством. Но вдруг некая благообразная женщина останавливает Афанасия на пути в Карьес и вопрошает его:

«Афанасий, зачем ты покинул свою келью и куда ты направляешься?».

Афанасий в свою очередь желает узнать от женщины кто она такая, на что слышит ответ:

«Я, Матерь Сына Божия».

Однако Афанасий был опытным монахом, он знал, что и бесы могут являться в видениях, искушая монахов и стараясь их прельстить, и потому он спрашивает:

«Как я удостоверюсь в том, что ты Пресвятая Богородица?».

На что женщина отвечает ему:

«Возьми свой посох и ударь им крестообразно по скале».

Чудо явления Богородицы св. Афанасию. Фреска в нартексе кафоликона Великой Лавры

Афанасий ударяет посохом и тотчас скала разверзается и из нее истекает источник. Матерь Божия повелевает Афанасию вернуться в монастырь и обещает, что продовольственные запасы монастыря никогда не оскудеют.

Вернувшись, св. Афанасий обнаруживает, что закрома полны и таким образом продолжается строительство монастыря и более того, обитель раздает пищу всем приходящим и нуждающимся. С тех пор в монастыре установилась традиция – в нем нет чина эконома, монаха, который во всех обителях Афона заведует продовольствием. В Великой Лавре сама Матерь Божия занимает этот чин, как экономисса монастыря, который с тех пор никогда ни в чем не терпел нужды, и по сей день оставаясь одной из самых богатых и процветающих обителей Афона.

В честь чуда явления Матери Божией св. Афанасию, монахами была написана икона «Экономисса», где изображена Пресвятая Богородица и Афанасий разверзающий скалу своим посохом. Эта чудотворная икона бережно хранится в Великой Лавре и почитается как главная святыня обители, которой монахи и паломники молятся в разрешении различных экономических и финансовых трудностей.

До XIV века Лавра оставалась общежительным монастырем, пока нашествия пиратов и землетрясения, вызвавшие серьезные разрушения, не привели к ее упадку. После этого была введена идиоритмия, когда каждый из монахов обязан был сам заботиться о средствах для своего существования. Постепенному упадку Великой Лавры способствовало также тяжелейшее налоговое бремя, возложенное на монастыри Афона во времена турецкого владычества, основная ноша которого опустилась на плечи монахов Великой Лавры, Ватопеда и Иверского монастыря. В 1574 году благодаря содействию александрийского патриарха Сильвестра Лавра вернулась к общежительной форме жизни, но уже в 1670 году снова стала идиоритмией. А в 1979 году Лавра окончательно возвращается к общежительному уставу.

Напротив кафоликона — соборного храма Лавры возвышаются древние кипарисовые деревья, посаженные самим св. Афанасием, основателем монастыря. Соборный храм, изначально освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, после смерти св. Афанасия, посвящен его памяти. Престольный праздник храма 5/18 июля в день памяти св. Афанасия. Храм заложен в 963 году, но претерпел множества стадий своего развития, как и большинство афонских соборных храмов.

Святыни Великой Лавры

Главными святынями монастыря считаются иконы Матери Божией Экономисса и Кукузелисса, частица Животворящего Креста Господня, мощи св. апостола Андрея Первозванного, свт. Василия Великого, св. Михаила Синадского и множество частиц мощей различных святых. Неподалеку от обители также находится источник св. Афанасия – агиазма*.

Кафоликон — соборный храм Великой Лавры в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Росписи храма принадлежат руке Феофана Критского, а трапезы – одного из его учеников. Недалеко от соборного храма располагается часовня для освящения воды, крупнейшая на Афоне, сложенная из древних камней. В Лавре хранятся бесценные реликвии: крест и жезл св. Афанасия, иконы Экономисса и Кукузелисса, патриаршие и императорские головные уборы, св. мощи. Библиотека Лавры насчитывает около 2,116 греческих рукописей, 20,000 книг и 100 рукописей на иных языках кроме греческого.

Икона Богородицы Кукузелисса

Информация

Как добраться: Паломникам, путешествующим по Афону, следует добраться до столицы Афона – Карьес. Оттуда взять автобус до Великой Лавры (Если это первый пункт посещения, то легче всего добраться из Урануполя на пароме до порта Афона – Дафни. Затем на автобусе подняться до Карьес).

Телефон: (30-377) 22586, 23760; Факс (30-377) 23761

Сайт: отсутствует

* Агиазма – (греч. άγίασμα) — источник, святыня. Всякий предмет освященный может быть назван агиазмой, но в частности это название присвоено богоявленской святой воде. Ее почерпают в ночь Крещения Христова и освящают в православной Церкви чином великого освящения воды.

Великая Лавра святого Афанасия