Храм Святой Софии

В центре Салоник находится храм Святой Софии – один из важнейших древнехристианских византийских храмов города. Святая София обладает весьма редким архитектурным стилем, поскольку сочетает в себе трехнефную базилику и одновременно – черты крестово-купольного храма.

Вид западной стороны храма

История храма на этом месте насчитывает более шестнадцати веков, так как здесь еще в первой половине V века стояла базилика в честь святого Марка, вокруг которой располагалось множество других зданий, относившихся к этому раннему храму. В 620 г древняя базилика была разрушена страшным землетрясением и тогда в период с 690 по 730 года было выстроено нынешнее здание храма.

Святой Феодор Студит в письме 795 года первым упоминает в сохранившейся до нас византийской письменности о существовании храма Святой Софии в Салониках.

Окончание строительства пришлось на начало царствования первого императора-иконоборца – Льва III, что повлияло на внутренне убранство храма, которое отличает минимальное использование мозаичных украшений. В древности храм Святой Софии был кафедральным собором города и считался самым выдающимся его сооружением. В этом храме служил свт. Симеон Солунский и свт. Григорий Палама, который был погребен внутри храма.

В 1430 году Салоники были завоеваны турками, но храм продолжал оставаться в руках христиан до 1523 г., после чего был обращен в мечеть. Колокольня была перестроена в минарет и построен также отдельный минарет в османском стиле. Турки не уничтожили мозаики храма, просто закрыв их слоем штукатурки, благодаря чему они сохранились до наших дней.

В 1890 году произошел пожал, который сильно повредил здание храма. Ремонт здания осуществили турки в 1907-1910 гг.

В 1912 г. Салоники были отвоеваны у турок, был снесен минарет, восстановлена колокольня и возобновились христианское богослужение в храме.

Самая древняя мозаика 780 г. с изображением креста Господня находится на своде над алтарем. Крест обрамлен окружностью из звезд и монограмм ктиторов храма, императора Константина VI, его матери Ирины и митрополита Феофила Солунского. Поскольку украшение храма мозаикой происходило в период иконоборчества, обильно использовалось изображение креста в оформлении храма. Так многочисленными небольшими крестами украшен весь свод алтаря.

После восстановления иконопочитания в 843 г. находившееся в алтарной апсиде огромное изображение креста было заменено на мозаику Богородицы на троне с младенцем Христом на руках, причем на уровне плеч Богоматери до сих пор сохранились контуры креста.

В главном куполе храма находится древняя мозаика Вознесения Господня IX века. Тот факт, что в куполе было размещено изображение Вознесения, а не образ Пантократора, как это было характерно для столичного византийского искусства, указывает на провинциальное положение Салоник и является примером архаического народного вкуса.